Содержание
Немного истории
Его не назовешь уж очень древним, поскольку первые упоминания о паркете относятся лишь к XVI веку. Однако можно с уверенностью сказать, что прообразом паркета послужили каменные и металлические (иногда даже золотые и серебряные!) плиты полов дворцов и храмов, известные с древнейших времен. За эти почти пятьсот лет существования паркета искусство его изготовления достигло высочайшего уровня, особенно в странах, где дерево является одним из основных строительных материалов. Наглядным примером и доказательством тому является наша страна, располагающая колоссальными лесными ресурсами и славящаяся паркетных дел мастерами, хотя широкое распространение паркета в России началось лишь в начале XVIII в., когда полным ходом шли реформы Петра Великого и было прорублено знаменитое «окно в Европу».
С тех пор в России были созданы истинные паркетные шедевры, в том числе и дошедшие до наших дней потрясающие по красоте и сложности рисунка полы представительских залов зимних и летних российских императорских резиденций (в Петербурге, Москве, Царском селе, Гатчине, Павловске, Петергофе, Ораниенбауме, Стрельне), дворцов аристократии (усадьба Юсуповых в Архангельском, Шереметевых — в Останкино и Кусково), особняков высшей буржуазии (дома сахарозаводчика Харитоненко и банкира Рябушинского в Москве, где ныне размещаются резиденция Британского посла и квартира-музей Горького) и привилегированной богемы (знаменитый особняк балерины Кшесинской в Петербурге)…
Возрождение мастерства
Впрочем, новейшая история нашей страны знала и более чем семидесятилетний период, когда искусство художественного паркета сохранялось лишь в немногочисленных мастерских реставраторов, уступив место паркетной доске (изобретенной в Швеции в середине нынешнего века фанерно- деревянной конструкции, состоящей из стабилизирующего нижнего слоя, сердцевины и верхнего слоя — лакированной древесины твердой породы) либо тривиальному штучному паркету, уложенному простейшим способом. Только недавно виртуозы паркетного дела вновь стали востребованы не только для воссоздания или реконструкции архитектурных памятников прошлого, но и для оформления полов строящихся и ремонтируемых жилых помещений.
И, как показывает практика, навыки этого искусства отнюдь не были утеряны безвозвратно, благодаря чему нынешний владелец жилого или любого другого помещения может выбирать для него какой угодно паркет, классифицируемый специалистами по материалу изготовления (березовый, буковый, грабовый, дубовый, кленовый, ореховый, ясеневый и т.д.), виду (относящийся к высшему сорту штучный, щитовой, называемый также паркетной доской, уже рассмотренной выше, и ламинированный, представляющий собой композиционную конструкцию из пластика с рисунком, внутреннего слоя из ДВП или ДСП и картонного/полимерного основания), типу распила (радиальный, рустикал, тангенциальный), способу укладки (одинарная, двойная или тройная елочка, палуба, квадрат, художественная укладка).
Из чего делают паркет?
Несмотря на то что паркет может производиться из достаточно многих пород деревьев (в том числе, помимо указанных выше, и из таких экзотичных, как бамбук, черное и красное дерево, тик и некоторых других), издавна наиболее предпочтительными материалами для его изготовления считались дуб и бук. Причем предпочтение отдавалось дубу, древесина которого прочна, долговечна, устойчива к температурно-влажностным изменениям и при этом удивительно красива, в то время как древесина бука не столь текстурна, более мягка и подвержена погодной деформации.
При правильной эксплуатации и заботливом уходе штучный дубовый паркет может эксплуатироваться едва ли не в течение века, требуя лишь смены лака раз в несколько лет.
Технология укладки
Однако, каким бы ни был паркет, его укладка требует соблюдения определенной технологии. Прежде всего необходимо подготовить основание для укладки. Им может служить как деревянный пол на лагах, так и стяжка из цементной или самовыравнивающейся (оптимальный вариант) смеси. На основание настилается обеспечивающая ровную поверхность фанера (она же разделяет разнородные материалы стяжки и паркета), к которой с помощью клея и паркетной шпильки крепится так называемая паркетная клепка или планка (для паркетной доски существует также и бесклеевой способ настилки паркета). Затем паркет подвергается циклевке (лучше, если эта операция производится с помощью специальной машины) и лакировке, в процессе которой наносится несколько слоев лака.
Художественный паркет
Вершиной паркетного дела является художественный паркет, при изготовлении которого используются комбинации из многих пород дерева (в том числе и указанных выше), что позволяет создавать неповторимые рисунки различной степени сложности. О трудоемкости создания художественного паркета говорит гот факт, что, к примеру, в конце XVIII — начале XIX вв., когда в России мода на наборные полы с рисунком достигла своего апогея, один мастер мог изготовить лишь несколько квадратных метров художественного (узорчатого) паркета в год. В настоящее время, когда изготовление паркета стало своеобразным симбиозом искусства и науки, использование компьютерных программ для расчетов и лазерной технологии для резки позволило быстро получать элементы любой конфигурации, наладить промышленное производство художественного паркета и осуществлять его укладку с идеальной точностью.
Таковы лишь самые общие, обзорные сведения о многочисленном семействе паркетных полов. Более подробную информацию по этим и другим вопросам, касающимся всех видов паркета, их достоинств и недостатков, особенностей технологии изготовления и укладки, совместимости с другими типами напольных покрытий, стоимости, правил эксплуатации и ухода, Вы сможете получить в настоящем разделе нашего журнала буквально из первых рук, то есть от специалистов ведущих отечественных фирм-производителей.